Препятствия
в обучении
Существует 3 различных
набора физиологических и умственных реакций,
происходящих от 3 различных аспектов обучения.
Это 3 различных набора симптомов.
(1) Обучение при недостатке
массы, на которой будет использоваться изучаемая
технология, вызывает большие затруднения у
студента.
На самом деле это может
вызвать у него ощущение подавленности. Вызвать
ощущение согнутости, своего рода слабости и
головокружения, состояния безжизненности, скуки,
сильного раздражения.
Все приведенное выше будет
результатом изучения действия чего-либо при
недостатке его массы.
Фотографии могут помочь, и
учебные фильмы будут хорошим подспорьем, так как
они могут дать некое представление о массе,
однако печатный текст и объяснения на словах не
могут заменить трактор тому, кто изучает
трактора.
Вы должны осознать этот
факт во всей его чистоте – суть в том, что
обучение с отсутствием массы вызывает
физиологические реакции у учащихся. Вот то, чему
я хочу вас научить.
Это просто факт.
Вы пытаетесь обучить этого
парня всему, что касается тракторов, но при этом
не показываете ему ни одного трактора, -- ну, тогда
все это закончится тем, что он закончит
перекошенным лицом, головными болями и
болезненным ощущением в желудке. У него будут
очень часто болеть глаза и время от времени будет
кружиться голова.
Это физиологические
данные, имеющие отношение к процессингу и науке о
разуме.
Вы можете, следовательно,
ожидать наиболее высокого уровня самоубийств и
заболеваний в той области образования, которая в
наибольшей степени связана с изучением
недостаточности масс.
Это препятствие – изучение
чего-либо в отсутствии его массы, -- дает наиболее
отчетливые и легко распознаваемые реакции.
Если ребенок в процессе
обучения чувствует себя больным и можно
проследить, что недомогание берет свое начало от
этого источника, единственно верным лекарством
будет предоставить ему массу – физический
объект или его разумную замену – и все пройдет.
_________________
(2) Существует еще одна
серия физиологических явлений, которая
происходит от слишком круто взятого уклона в
процессе обучения.
Вот этот другой источник
физиологических реакций в процессе обучения –
несоблюдение принципа постепенности.
Он производит что-то вроде
замешательства и ощущения, что голова идет
кругом.
Вы движетесь с превышением
скорости.
Был сделан слишком большой
скачок, поскольку студент не понял того, что он
делал до этого, однако перескочил к последующему
материалу слишком резко для себя и слишком
поспешно двинулся дальше, а в результате все
возникающие у него трудности он будет
приписывать новому материалу.
Здесь вам необходимо
понять разницу между двумя явлениями – потому
что нарушение принципа постепенности выглядит
очень похоже на 3-е из этих зависаний в обучении,
определения слов, -- но вы должны помнить, что это
совершенно разные вещи.
Нарушение принципа
постепенности относится скорее к области
делательности, но все же вторгается и в область
понимания. Однако в случае нарушения принципа
постепенности нас интересует именно действие. У
нас есть намеченный курс, состоящий из
последовательных действий. Мы обнаруживаем, что
студент ужасно запутался, приступив ко второму
из запланированных действий. Мы должны тогда
предположить, что он так и не разобрался
по-настоящему с первым действием.
Средством от слишком
стремительного продвижения является
возвращение. Выясните, на каком этапе студент не
чувствовал замешательства относительно
сложности, а затем узнайте, какое следующее
действие он начал выполнять. Найдите то, что он
понимал хорошо. В чем он разобрался хорошо как
раз перед тем, как запутался – и тогда мы
обнаружим, что он не разобрался в этом
по-настоящему.
Это находится прямо в конце
того, что ему было понятно, и, как вы видите, сразу
после этого он столкнулся с материалом, который
для него превышал уровень сложности.
Это наиболее ясно видно и
применимо в области делательности.
Вот все, что касается
нарушения принципа постепенности и полный набор
симптомов, сопровождающих это препятствие.
__________
(3) Есть еще и третье
препятствие. Совершенно иной набор
физиологических реакций, вызываемых пропущенным
определением слова. Пропущенное определение
вызывает у человека отчетливые ощущения пустоты
или изможденности. После этого следуют чувство,
будто он-не-здесь, и что-то вроде нервной
истерики.
Из этого 3-его аспекта
обучения, представляющего собой неправильно
понятое или непонятное значение слова, слово с не
определенным значением, проистекают такие
проявления, как “срывы”.
Именно это препятствие
вызывает срыв.
Столкнувшись с двумя
предыдущими препятствиями, человек не
обязательно бросит обучение – они связаны
настолько очевидно со срывом. Они представляют
собой чисто физиологические явления.
Непонятое слово гораздо
более важно. Оно формирует человеческие
взаимоотношения, ум и восприятие окружающего
мира. Оно определяет способности или их
отсутствие, и именно это годами пытались
тестировать психологи, не распознавая, что это
такое.
Это определения слов.
Непонятое слово.
Именно к этому все
сводится, и это дает такое огромное разнообразие
влияний на ум, что само по себе составляет
первостепенный фактор, ответственный за тупость
и множество других вещей.
Если у человека не было
непонятых слов, его талант, возможно, проявится, а
возможно, и нет, но его делательность будет
присутствовать.
Мы не можем сказать, что
Саша писал бы картины так же хорошо, как и Коля,
если бы они оба были не аберрированны в области
искусства, но можно сказать, что неспособность
Саши писать картины по сравнению с его
способностью выполнять движения, необходимые
для написания картин, зависит исключительно и
только от определений слов – исключительно и
только от определений слов.
У человека, не имеющего
способностей к искусству, есть некое слово в
сфере искусства, которое он не определил или не
понял, и это лишает его способности действовать в
этой области.
Это очень важно, поскольку
говорит нам о том, что влияет на делательность
человека, и показывает, что восстановление его
способности действовать зависит только от
восстановления понимания непонятого им слова –
непонятого определения.
Это очень быстрый
процессинг. С его помощью можно получить
мгновенные, впечатляющие и внушительные
результаты.
Он выполняется по
технологии, и эта технология очень проста.
Он вводится на нижних
уровнях, потому что это необходимо. Это не значит,
что он не важен, это значит, что он стоит при
начале пути в Саентологию.
Это абсолютно
фантастическое открытие в области образования,
не пренебрегайте им.
Вы можете проследить до
истоков тупость в любом предмете или смежном
предмете, который с ним перепутался. Психолог не
понимает Саентологии. Он никогда не понимал ни
единого слова в психологии, поэтому и не понимает
Саентологии.
Открытие о значении
неправильно понятого слова действительно
распахивает двери к Образованию. И хотя я
рассказал вам о нем в последнюю очередь, это –
самое главное препятствие в обучении.
Л. Рон Хаббард